Багруша

Детская газета

Из вечности нам слышен голос Анны

Сегодня, 26 августа, день памяти Анны Герман. Последний раз мы слышали ее 36 лет назад. Великая певица с божественным, ангельским голосом родилась в небольшом городе Ургенче на берегу Амударьи, на границе Узбекистана и Туркмении, а покорила весь мир.

 

 

Анна Герман прожила яркую, но нелёгкую жизнь. В Ургенч семья попала в качестве голландских и немецких переселенцев. Отца будущая певица практически не помнила.

Он был репрессирован, сослан в лагерь и пропал. Умер вскоре от болезни и младший брат Анны. Мать вышла замуж второй раз. Но брак с польским военным был недолгим.

Он погиб в Белоруссии, сражаясь в рядах польской дивизии имени Костюшко. Позднее, в 1946 году, фронтовой друг отчима помог семье перебраться на постоянное место жительства в Польшу, в город Вроцлав, где и прошла жизнь Герман.

Впервые Анна спела на свадьбе у подруги, которая проходила в костеле Вроцлава на Королевском острове. Анна исполнила с хором «Аве, Мария».

По свидетельствам присутствовавших, регент плакал, а пришедшие на свадьбу гости боялись пошевелиться, услышав этот голос неземной красоты. Так, как пела она, способны петь только очень счастливые люди.

В 1964 году Анна Герман получила в Сопоте сразу две премии за песню «Танцующие Эвридики». Она заняла третье место в международном конкурсе и первое – в смотре польской песни. Успех был ошеломляющий. Певица отправилась с гастролями в Советский Союз, где дала более 60 концертов. В Москве судьба свела ее с Анной Качалиной, музыкальным редактором студии грамзаписи «Мелодия». Благодаря ей Герман записала четыре песни, которые вышли на первой в ее жизни пластинке.

Дружба Герман и Качалиной крепла. На студии их называли «Аня светленькая» и «Аня темненькая». К тому времени, когда в Москве Герман записала уже большую пластинку, в Польше не было ни одной, кроме «Эвридик».

Певица прекрасно владела русским языком. Ее неоднократно спрашивали, где она так безукоризненно научилась на нем говорить? Мало того, она и пела значительно чище по-русски, чем иные наши соотечественники.

И тогда она рассказывала о маленьком городке Ургенч на берегу реки Амударьи. Говорила, что ее предки переселенцы из Голландии, затем с Украины, очутились в этом среднеазиатском городе в русской колонии промышленников, речников, военнослужащих. 

Трепетно с теплотой Анна Герман вспоминала доброту и отзывчивость коренных жителей, деливших с русскими все, чем располагали сами. Певица выучила немало и узбекских слов. Ее русский шлифовался общением с русскими жителями, чтением русской классики.

Вскоре Герман стала первой звездой соцлагеря, которую признали на Западе. После выступления на фестивале в Сан-Ремо все итальянские газеты писали о ней с восхищением. Но Италия стала для Анны роковым местом. На трассе из Форли в Милан она попала в страшную автокатастрофу, и едва осталась жива. Герман возвращалась со своим импресарио Ренато. Оба были уставшие, и Ренато уснул за рулем.

При скорости 160 км/ч машину на повороте занесло в кювет. Ренато прижало к рулю, а Герман выбросило через лобовое стекло на 20 метров от машины на камни. Разбитый «фиат» и Ренато полиция обнаружила только утром. Пострадавшего увезли в больницу, а Анну даже не заметили – так далеко ее отбросило. Позже приехали за ней.

Две недели певица провела в коме, у нее были переломаны почти все кости и повреждены внутренние органы. Гипс превратил ее в мумию, не давал дышать. Но самое страшно, что Анна потеряла память – ни одну песню она не могла вспомнить. Пройдет долгих три года прежде чем Анна вновь начнет выступать с концертами. На первом её выступлении в Зале Конгрессов в Варшаве публика 40 минут стоя приветствовала любимую артистку.

Герман гастролировала по всему миру, но чаще всего приезжала в Советский Союз. Здесь у неё были друзья, здесь были её главные зрители и их огромная любовь.  Однако автокатастрофа напоминала о себе все чаще.

Анна чувствовала, что болезнь ее не отпустит, но продолжала петь. Чтобы зрители не видели, что певица с трудом двигается, занавес открывали, после того, как помогали ей выйти на сцену. Люди плакали, слушая её «Эхо любви», не подозревая, что их любимице осталось жить всего несколько лет. 

Анны Герман не стало 26 августа 1982. Умирая, она произнесет «Мне не трудно уйти»…

Архивные фото Visual History.